RU  UA

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00

Год после легализации: эксперт рассказал, какие приоритетные задачи стоят перед государством и рынком

Председатель UGC Антон Кучухидзе о дальнейших шагах, необходимых для создания цивилизованного игорного рынка

Председатель UGC Антон Кучухидзе о дальнейших шагах, необходимых для создания цивилизованного игорного рынка Фото: pixabay.com

В августе минул год с момента вступления в силу закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр". Председатель Ukrainian Gambling Council (UGC), заместитель председателя Консультативно-экспертного совета КРАИЛ Антон Кучухидзе рассказал "Апостроф.Фортуна", на чем сейчас стоит сосредоточиться государственным органам власти и самому бизнесу на пути построения цивилизованного игорного рынка в Украине.

На сегодняшнем этапе имеется, по моему мнению, ряд направлений, требующих первоочередного внимания. Часть из них лежит в законодательной плоскости, часть - относится к компетенции органов исполнительной власти, еще часть требует непосредственного участия рынка.

Итак, напомню, что в марте текущего года вступили в силу законодательные изменения, касающиеся деятельности государственных служащих. Эти изменения касаются, в частности, и деятельности регуляторного органа в сфере игорного бизнеса - Комиссии по регулированию азартных игр и лотерей (КРАИЛ).

Антон КучухидзеФото: facebook.com

Здесь речь идет о том, что этой осенью контракты у членов Комиссии заканчиваются, и есть необходимость, для стабильного функционирования органа, провести конкурс, как предусмотрено изменениями в закон о госслужбе и обеспечить стабильную работу регулятора. Но этот процесс должен идти параллельно и на уровне Кабмина, и на уровне Верховной Рады.

Так, на уровне законодательства необходимо решить коллизию, которая сложилась в законе "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр" по отбору членов правительственной конкурсной комиссии, которая затем будет назначать членов КРАИЛ. В упомянутом законе есть п.2 и п. 3 статьи 7. Так вот в п.2 все должно делаться на уровне исполнительной власти, а п.3 говорит, условно, что конкурсную комиссию должен создавать комитет Верховной Рады. В то же время в Конституции, в статье где прописаны полномочия комитетов ВР, у них нет таких полномочий создавать конкурсную комиссию для отбора государственных чиновников, представителей исполнительной ветви власти. Здесь во всех процедурных вещах должна быть прерогатива Кабмина, это чисто юридический вопрос.

Кроме того, если говорить о политической составляющей, то мы же понимаем, что тематика игорного бизнеса очень политизирована. Есть отдельные депутаты, которые любят хайповать на ней. Поэтому, чтобы не было спекуляций и какого-то лоббирования, этот вопрос требует решения. Сейчас есть соответствующий законопроект 5207-1, который полностью снимает эту коллизию. Было бы логично поскорее рассмотреть этот законопроект и раз и навсегда решить этот технический вопрос, чтобы не было никаких манипуляций ни с какой стороны.

Еще один вопрос, который требует решения на законодательном уровне - это вопрос налогообложения игорного бизнеса и лотерей. Соответствующий закон уже прошел первое чтение, и сейчас по налоговому законопроекту у депутатского корпуса есть сильное желание решить его окончательно - чтобы больше инвестиций получить в экономику, в гостиничную сферу.

В общем можно констатировать, что настроения в Верховной Раде стали более профессиональными. Так, если говорить о скорости, то сегодня депутатам легче воспринимать инициативы по азартным играм. Они видят бюджетные поступления, видят запуск реестра лудоманов, видят, что есть возможности по самоограничению, выполняется главная социальная роль. Поэтому, я думаю, что с этим вопросом проблем не будет.

Но не все вопросы находится в плоскости законодательства. Есть много решений, которые нужно принимать на уровне исполнительной власти.

И здесь одно из главных - Кабмин может уже сейчас инициировать проведение конкурса по отбору членов КРАИЛ. Решение этого вопроса на уровне правительства нужно начинать сейчас, ведь осенью у членов КРАИЛ заканчиваются контракты.

Напомню, Комиссия является органом госвласти который координируется Кабмином, поэтому правительство может проявить инициативу и объявить конкурс, набрать членов КРАИЛ, ее главу, чтобы Комиссия могла продолжить полноценно работать.

Еще один вопрос, который лежит в пределах компетенции исполнительной власти - утверждение технического регламента игорного оборудования. Этот вопрос недавно обсуждался на рабочей группе с участием как представителей государственной власти, так и организаторов азартных игр, производителей оборудования. И все участники решили, что этот документ должен быть принят, ведь с ним рынку и бизнесу, и государству будет проще организовывать работу рынка.

Следующий вопрос - оптимизация работы реестра лудоманов для обеспечения более быстрой проверки граждан. Это чисто технический вопрос, который зависит не от законодательства, а скорее от правильного софта. В этом смысле у бизнеса с КРАИЛ очень хорошая коммуникация и я думаю, что в ближайшее время это будет решено.

Затем еще очень важный вопрос - это запуск онлайн системы мониторинга. Сейчас существуют различные сценарии, когда она будет внедрена. Однако есть настроения, при положительном сценарии, чтобы в начале следующего года мониторинг, возможно, уже запустился. Напомню, в общем-то на это отведено два года - чтобы подготовить софт, принять нормативно-правовые документы и двигаться дальше.

Ну, и кроме этих больших, я бы сказал, стратегических вопросов для индустрии, есть и маленькие, касающиеся доработки уже принятых нормативно-правовых актов. Здесь вопрос касается диалога бизнеса с государством. Ведь одно дело, это сами законы и нормативные акты, другое - конкретная юридическая практика их применения. Очень хорошо, что органы власти получают от бизнеса регулярный фидбэк, это помогает оптимизировать процедуры и в результате государство и бизнес помогают друг другу.

Еще один важнейшая вопрос, о котором хотелось бы упомянуть отдельно, и для которого также очень важно сотрудничество легального игорного бизнеса и органов государственной власти - это борьба с нелегальным сегментом, как оффлайн, так и онлайн . Сейчас она также происходит достаточно активно.

Например, мы на уровне Ukrainian Gambling Council, регулярно направляем все данные о нелегальных заведениях, попадающих в сферу нашего внимания, в КРАИЛ и соответствующие правоохранительные органы. Пока отрабатываем оффлайн сегмент - только в конце июня мы предоставили более 140 адресов, и сейчас работаем над дополнением этого списка. И в новостях в медиа видим, что результаты есть, и неплохие.

Версия для печати
Нашли ошибку - выделите и нажмите Ctrl+Enter
Раздел: Фортуна