RU  UA

воскресенье, 28 апреля
  • НБУ:USD 39.35
  • НБУ:EUR 42.00
НБУ:USD  39.35

"Без выигрыша": как оценивать доходы государства от первого года легали­зированной игорки - Часть 2

Какие факторы влияют на поступления в бюджет с игорного рынка

Какие факторы влияют на поступления в бюджет с игорного рынка

Спустя год после официальной легализации азартного бизнеса оказалось, что государство не в состоянии обеспечить поступление налогов с этого рынка. В первой части статьи мы описали две из важнейших причин - отсутствие налогового законодательства в игорном секторе и запаздывающее введение в нем системы государственного контроля. В этой части статьи речь пойдет об отсутствии расчетов объемов налоговых поступлений и факторе нелегального рынка.

Первую часть статьи - читайте здесь.

Завышенные обещания

Говоря о размерах поступлений в Госбюджет от игорного бизнеса, нельзя обойти стороной и вопрос расчетов этих поступлений. Вернее их отсутствие. Дело в том, что заложеннае в текущий бюджет сумма в 7,5 млрд грн - является, скорее, не отражением реалий рынка, а некой, условно говоря, "хотелкой" лоббистов от игорки, за которой ничего не стоит.

"Сумма в 7,5 млрд грн - это довольно условная цифра, не подкрепленная реалиями или точными расчетами. Скорее всего, ожидалось, что с открытием рынка, очень активно компании, в том числе мировые со значительным опытом работы, начнут получать лицензии и заходить на рынок Украины. Однако весь процесс открытия рынка и отсутствие и сегодня четких и прозрачных правил на нем, в том числе по налогообложению, и надлежащего настоящего контроля за компаниями, не способствует активному приходу на него в первую очередь крупных опытных игроков. Поэтому, вряд ли в конце года ожидаемые поступления в бюджет от азартного бизнеса приблизятся к этой амбициозной цифре", - полагает Галина Верцимаха.

Это же ранее неоднократно утверждали и другие эксперты, отмечая, что ранее никто и никогда не видел реальных расчетов налогового потенциала игорного рынка.

Действительно, на государственном уровне попытки экспертно спрогнозировать государственные поступления были предприняты лишь недавно, и, судя по ним, речь может идти о суммах в несколько раз меньше, чем 7,5 млрд грн. К примеру, на 2022год обсуждается сумма порядка 1 млрд грн.

Фактор нелегального рынка

Не на последнем месте среди факторов, влияющих на доходы государства от "белого" игорного рынка, стоит и борьба с нелегалами. Очевидно, что теневой игорный рынок, который налогов не платит априори, имеет все возможности, чтобы "задавить" представителей легального рынка.

Так, нелегалы могут предлагать большие суммы выигрышей, необязательную верификацию игроков, доступностьи разнообразие игорного софта и прочие "плюшки", которые не могут себе позволить легальные заведения. В итоге "белый" рынок проигрывает конкуренцию, поскольку государство защитить его (как и игроков) от теневиков просто не в силах.

Нельзя сказать, что этому вопросу на государственном уровне совсем не уделяется внимания. И правоохранители, и регулятор, Комиссия по регулированию азартных игр и лотерей (КРАИЛ), регулярно отчитываются о том, сколько выявлено нелегальных игорных заведений. Только вот на место одних тут же приходят другие.

Яркое доказательство тому - курьез, описанныйнедавно председателем КРАИЛ Иваном Рудым. Ему пришло письмо от некого казино "Rox" с завлекательным предложением потратить там его деньги. Описывались все преимущества - мол, казино лицензионное, бонусы огромные, вывод денег моментальный. Только вот фишка в том, что. по словам Рудого, это совершенная липа и обман. Но если уж глава, на секундочку, игорного регулятора не защищен от подобных разводов, то что говорить о нас, простых смертных…

Как видим, чтобы государство действительно начало получать от игорного бизнеса хоть какие-то реальные деньги в виде налогов, нужно не так уж и много.

Во-первых, начать опираться на реальные расчеты, и перестать тиражировать обещания о несусветных суммах доходов от игорки. Такие обещания - не более чем обман, и рычаг для лоббистов, с помощью которого те пытаются убедить общество и власть, включая президента, в "незаменимости" игорного бизнеса.

Во-вторых, депутаты должны, наконец, взяться за ум и принять зависший в Раде который год закон о налогообложении игорной деятельности. Иначе бизнес просто вряд ли будет платить.

В-третьих, азартный бизнес, в силу своей специфики, не будет платить без надлежащего надзора со стороны государства. Ведь если есть возможность безнаказанно спрятать прибыль - почему бы этого не сделать. Поэтому система госмониторинга нужна уже сегодня.

Ну и, в-четвертых, пора, наконец, что-то делать с нелегалами. Да, на словах наземные игорные заведения закрыли еще в конце 2019 года. Но по факту многие из них работают и по сей день (стоит только посмотреть на статистику правоохранителей). Кроме того, активизировались различные нелегальные игорные интернет-сервисы, которые прямо-таки засыпают украинцев рекламой с упоминанием своей "легальности".

До тех же пор, пока государство не решит указанные проблемы, о каких-то внятных доходах от разрекламированной легализации ему можно забыть.

Версия для печати
Нашли ошибку - выделите и нажмите Ctrl+Enter
Раздел: Фортуна