RU  UA

воскресенье, 28 апреля
  • НБУ:USD 39.35
  • НБУ:EUR 42.00
НБУ:USD  39.35

"Без выигрыша": как оценивать доходы государства от первого года легализи­рованной игорки - Часть 1

Финансовые итоги легализации игорки неутешительные

Финансовые итоги легализации игорки неутешительные Фото: NBU

В августе прошлого года президент Владимир Зеленский подписал закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр", дав тем самым старт работе в Украине легального игорного рынка. Закон принимали в режиме турбо, оставив "на потом" как его многочисленные огрехи, так, например, и такой важнейший аспект, как налогообложение игорного бизнеса. В итоге сегодня, спустя год после официального старта легализации, можно констатировать, что пока что радужные планы быстро заработать для бюджета дополнительные миллиарды гривен (ради чего во многом турболегализция и затевалась) не оправдались. За четыре месяца прошлого года от игорки в бюджет поступило… 0 гривен (хотя планировалось 4,4 млрд). В этом году за семь месяцев удалось собрать чуть более 1 миллиарда грн (при годовом плане 7,5 млрд), да и то исключительно "одноразовых" платежей - за оплату лицензий. О прямых налогах - и вовсе говорить нечего, их просто нет. Почему же легализация в финансовом плане "не выстрелила", как планировалось? И где вообще основная статья заработка государства с игорки - налоги? Попробуем разобраться.

В 2019 году, перед началом активной фазы процесса легализации азартного бизнеса, одним из главнейших аргументов ее сторонников и лоббистов было то, что игорный рынок в Украине все равно де факто существовал, только вне закона. Оперируя при этом миллиардными суммами, из которых бюджет не получал не копейки налогов.

Действительно, по данным экспертов, речь могла идти об объемах нелегального рынка порядка 1 млрд евро, которые крутились как в разного рода наземных заведениях, прятавшихся под вывесками "игровых" и "компьютерных" клубов, так и различных игорных онлайн-сервисах и букмекерских конторах, прикрывавшихся недействительными в Украине международными лицензиями.

Поэтому инициатива ввести деятельность упомянутых заведений в законное русло, дабы получать с них причитающиеся государству отчисления, выглядела вполне логичным шагом. Вот только ее лоббисты, за которыми стояли букмекеры и представители игорного бизнеса, похоже, не совсем отдавали себе отчет (либо умышленно умалчивали) о сложности этого процесса.

Между тем еще полгода назад "Апостроф" прогнозировал, что если государство не подойдет к ситуации взвешено, проблем не избежать. "Главным вопросом здесь остается система контроля со стороны государства. Ведь при отсутствии такой системы мы в итоге рискуем получить ситуацию абсолютного хаоса. Потому что получается, что практически все в этой наиболее рисковой для потребителя хозяйственной деятельности отдается на откуп самим бизнесменам, которые организовывают игорный бизнес", - отмечал, в частности, в колонке для нашего издания директор Программы "Право" Украинского института будущего Александр Чебаненко.

В итоге оказалось, что обещанных золотых гор от игорки Украина так и не увидела. А игорному лобби, убедившему президента и украинцев в возможности поступления каких-то несусветных прибылей (напомним, назывались суммы до 9 млрд грн и даже больше), сегодня приходится отдуваться перед Зеленским за проваленные обещания.

Тем временем, некоторые из причин, из-за которых легализация оказалась не столь эффективной в денежном измерении, как нам обещали, лежат на поверхности.

Отсутствие налогового закона

Глава налогового комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев обнародовал на днях довольно любопытный документ - данные Государственной налоговой службы об объемах налоговых поступлений, полученных государством с выигрышей и призов за первое полугодие 2021 года. Сопроводив его юмористическим комментарием.

"Судя по налогам с выигрышей в наших игорных заведениях выиграть сложнее, чем угадать результаты голосования ВР по налоговой части игорного закона. Люди просто не выигрывают! Но странная штука, с упорством Сизифа продолжают играть…;) Не могу понять, почему налоговая не фиксирует рекорд в книге Гинесса", - написал глава комитета.

Конечно же, смешного здесь ничего нет. Ведь эти достаточно жалкие цифры - 3 млн грн - отражение сегодняшней реальности игорного сектора, вернее "умения" государства получить с него деньги.

Еще более показательно то, что в отчете Госказначейства о выполнении доходов Госбюджета за 6 месяцев текущего года графы о налоговых поступлениях от игорного бизнеса (здесь уже речь не о налогах на выигрыши физлиц, а именно на финансовую деятельность операторов)… отсутствуют вовсе. Это несложно проверить, сверившись с действующим перечнем бюджетных кодов, где коды 11020400 и 11024800 отвечают за налоги от игорки. Хотя, например, налоги с лотерейных операторов в отчете Госказначейства указаны - те за первое полугодие уплатили более 28 млн грн только налогов на доход.

Одна из причин отсутствия налогов с операторов азартного бизнеса может крыться в том, что закон о его налогообложении просто до сих пор не принят. А нет закона - значит, игорные операторы считают, что могут не платить.

Между тем эксперты еще более года назад, до принятия закона о легализации, утверждали, что вопрос легализации игорного бизнеса ни в коем случае нельзя рассматривать в отрыве от его налогообложения.

"До депутатов дошло, что сам законопроект о легализации не может рассматриваться без законопроекта о налоговом регулировании игорного бизнеса", - писал эксперт в сфере азартного бизнеса, нынешний глава Ukrainian Gambling Council Антон Кучухидзе еще в июне 2020 года, прогнозируя, очевидно, нынешнюю ситуацию с налогами.

К сожалению, похоже, что не дошло. На данный момент, спустя год после принятия основного игорного закона, налоговый законопроект прошел лишь первое чтение.

Возникает логичный вопрос: а зачем было запускать рынок, выдавать лицензии, разрешать рекламу игорных заведений - не определившись с вопросом, сколько денег они должны платить в бюджет? Вопрос, скорее всего, следует адресовать, прежде всего, игорному лобби, убедившему президента Зеленского в необходимости "турболегализации".

При этом не факт, что даже принятие закона обеспечит какие-то серьезные денежные вливания в бюджет в виде налогов, ведь их предлагают сделать невысокими.

"Азартный рынок ожидают изменения в части налогообложения - проект Закона № 2713-д принят только в первом чтении. Компании будут платить налог на доход в размере 10% (действующая редакция предусматривает 18% для букмекерской деятельности и казино, 10% для игровых автоматов и 30% для лотерей) и налог на прибыль - 18%. Предлагаемые ставки является меньше, чем установленные на сегодня и достаточно низкими по сравнению с ставками налогообложения в других странах, где такой рисковый бизнес облагается по более высоким ставкам", - рассказала в комментарии "Апострофу" эксперт "Лиги Антитраста" Галина Верцимаха.

Конечно, определенным контраргументом здесь может быть немалая стоимость лицензий. И некоторые эксперты, отстаивающие точку зрения, что с поступлениями в бюджет от игорки "у нас все хорошо", именно к размеру лицензионных поступлений и апеллируют, предлагая рассматривать вопрос в комплексе. Мол, за лицензии собрали уже больше миллиарда гривен, что не так уж и плохо.

Только вот, во-первых, во всем мире эффективность работы рынка определяют все-таки налоги, поскольку лицензия - это, по сути, одноразовый платеж. "Конечно, плата за лицензии это лишь возможность зайти на рынок. Тогда как налоговые платежи отражают эффективность деятельности компании. И во многих странах размеры налогов являются высокими, поступления расходуются на социальные цели, чтобы компенсировать тот социальный негатив, который несет в себе аддиктивный азартный бизнес", - отмечает Верцимаха.

Согласен с ней и Александр Чебаненко. "Когда обсуждались вопросы налогообложения игорного бизнеса, мы предлагали, чтобы основные деньги были получены не за счет лицензий, стоимость которых должна компенсировать лишь затраты на работу Регулятора и контролирующих азартную индустрию органов, а за счет платы за концессии и налогообложения, как это имеет место в странах с цивилизованным игорным рынком", - отметил ранее эксперт Украинского института будущего.

А, во-вторых, "чуть больше миллиарда" - все таки не очень похоже на заложенные в бюджет 7,5 млрд грн.

Нет контроля, нет денег

Еще одной проблемой, которая оказывает огромное влияние на размеры налоговых поступлений в бюджет от игорного бизнеса, является, без сомнения, (не)возможность государства проконтролировать финансовую деятельность операторов. Речь о сроках внедрения в игорном секторе государственной системы мониторинга. Напомним, закон предусматривает, что подобная система будет создана в Украине только спустя два года после старта рынка.

В то же время, как утверждают международные эксперты, без подобной системы, позволяющей контролирующим органам "видеть" весь объем денег на рынке, государство может забыть об адекватных налоговых поступлениях.

"Нет логики в том, чтобы сначала выдавать лицензии, а потом пытаться устанавливать систему контроля. Это конфликтует с логикой любого законотворчества, как процесса установления правил в обществе. Такой подход создаст хаос - каждый из операторов будет делать, что захочет", - отмечал, в частности, в комментарии "Апострофу" авторитетный международный эксперт по вопросам игорного бизнеса Филипп Влемминк.

Согласны с ним и отечественные эксперты.

"Без внедрения государственной системы онлайн-мониторинга, к которой должны быть подключены все участники рынка и которая должна быть инструментом контроля уплаты налогов, точно сказать доходят ли до бюджета налоговые платежи в тех размерах, которые должны, невозможно. По закону такая система должна быть внедрена не позднее августа следующего года. До этого времени контролирующие органы вряд ли обеспечат надлежащий контроль за работой компаний на азартном рынке и уплатой ими налогов", - говорит Галина Верцимаха.

Впрочем, по словам Антона Кучухидзе, на данный момент есть предпосылки считать, что онлайн-мониторинг может заработать на игорном рынке и несколько быстрее.

"Сейчас существуют различные сценарии, когда (система мониторинга) будет внедрена. Однако есть настроения, при положительном сценарии, чтобы в начале следующего года мониторинг, возможно, уже запустился", - отметил недавно эксперт "Апострофу".

Во второй части статьи, которая выйдет вскоре, мы продолжим рассматривать причины, из-за которых бюджет Украины не получает с игорного рынка денег в виде налогов. Речь пойдет о завышенных обещаниях и факторе нелегального рынка.

Версия для печати
Нашли ошибку - выделите и нажмите Ctrl+Enter
Раздел: Фортуна